Среда, 17.10.2018, 19:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сетевой метапроект "БАЯНДАЙ.RU"

Меню сайта
Баяндай в сети
ФГОС
Сетевые сообщества
Метаэтнопроекты
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сетевое краеведение

Кто из нас в юности не зачитывался великими русскими историками – Ключевским, Соловьёвым ….? Кого не волновали в подростковом возрасте события земли русской, описанные В. Яном, А. Толстым и другими писателями ? И кто не спорил по поводу различных коллизий и трагических событий, происходивших при дворцах русских князей и царей ? Александр Невский, Пётр, обе Екатерины, Александры и Николаи – вот творцы русской истории, неизменно привлекавшие и привлекающие внимание русского человека, который, стараясь понять историю страны и собственной судьбы, вновь и вновь вчитывается в строки, повествующие о дворцовых переворотах, о войнах, о международных заговорах и о внешних врагах, завистливо поглядывающих на русскую землю и её богатства.

 

И этот, так сказать, глобальный интерес и это чтение сформировало личность, архетип русского, а вернее – российского – человека, который, соответственно, и мыслит глобально. Он с интересом следит за дебатами депутатов Государственной Думы, решающей глобальные проблемы в масштабах всей страны. Он знает имена президентов и премьер-министров других государств, и он может объяснить, какие из их решений и действий могут нанести вред российскому государству. Одним словом, этот россиянин – человек почти планетарного мышления, соответствующий физическим размерам страны.

 

Но вот спроси его, кто его районный депутат, от которого зависит если уж не судьба, то, по крайней мере, чистота на улицах и нормальная температура в его квартире, кто и как управлял его поселением лет 30-40 назад, какие решения (и кто их принимал, в каких обстоятельствах), принятые лет 50-80 назад, определили облик его посёлка, городка ? И в 95-99 процентах случаев он затруднится с ответом. Такие мелочи человеку с глобальным, планетарным мышлением не интересны.

 

Нет, конечно, найдётся несколько краеведов, которые назовут имена первопоселенцев или  местных помещиков. Они даже перечислят продукцию (и её количество), которую выпускали местные фабрики и заводишки (спасибо статистикам прошлого, особенно XIX века !). А вот какие проблемы возникали при строительстве этих заводиков ? Что обсуждали тогдашние власти при принятии решений о строительстве этого заводика ? Что говорили рабочие при выпуске этой продукции ? Обо всё этом мы можем судить только по романам и повестям беллетристов того времени, повествующим о событиях пусть и близких к подлинным, но всё же выдуманным и обобщённым, не привязанным к определённому географическому пункту … Всё в общем, всё глобально и абстрактно. Почти ничего конкретного. Вот что пишет о такой истории и таком изучении прошлого известный российский историк А. Алексеев : «Представьте себе, что вы расспрашиваете о прошлом отца, мать, деда, бабушку. О чем вам более всего хочется услышать? О том, как протекало их детство, как они знакомились, женились, как пережили войну, что ели и носили, что танцевали и какую музыку слушали, наконец, как родились вы и каким были в детстве, - словом, о событиях и образе жизни. Вообразите теперь, что вместо всего этого они сообщат вам, на каких предприятиях работали, какую продукцию выпускали и как менялись объемы ее выпуска (в процентах к предыдущему периоду). А именно так по сию пору выглядят некоторые исторические труды». (Источник: "Наука и жизнь"  http://www.inauka.ru/analysis/article64427.html)

 

Разовьём мысль историка : история всей большой страны, всех её уголков, всех наций и этносов изучается и преподносится, как история центра страны, как история основных исторических персонажей, о которых мы говорили выше. Будто бы не было малых городов и совсем маленьких поселений, будто бы не жили на её огромной территории народы, у которых была своя история, свои законы, обычаи, нравы, свои большие и маленькие события, свои местные герои и антигерои, то есть всё то, что в сумме и формировало характер людей, их психологический тип. История всей большой страны всё же складывалась не как история целого, а как история суммы небольших частей.

 

Вот и изучать её нужно соответственно : не только как изучение центра и основных событий, а как изучение отдельных народов и отдельных регионов, районов … Думаем, что это поможет лучше понять архетип сформировавшегося на её территории суперэтноса, создавшего её суммарную историю.

Трудно, изучая историю только центра страны, почувствовать причастность к местной истории, к местному наследию, трудно стать её патриотом, трудиться ради её процветания, а порой – и бороться с временщиками, которые тоже появляются в местном сообществе. Когда знаешь, как жили и трудились на твоей земле твои прапрапредки, прапредки твоих земляков, знаешь, что они чувствовали, как страдали и радовались, как воспринимали успех, и как переживали горе, тогда и появится чувство сопричастности к местному материальному и духовному наследию, забота о его сохранении и приумножении.

Вот почему мы и начали изучение истории одного района этой страны, которая, впрочем, не закончилась – люди, живущие на его территории, продолжают её творить – так как они могут, в зависимости от того, какой тип человека они представляют из себя и от того, как они понимают окружающий мир и своё место в нём.

Разумеется, местные краеведы изучали историю района и в прошлом. Издана даже книга. Но книга имеет небольшой объём и маленький тираж. В неё не вошло множество публикаций по местной истории, появившиеся в своё время в местной газете, их прочитали и … забыли. После издания книги появились и новые интересные открытия по местной истории. Когда они появятся в новом издании книги ? И появятся ли вообще ? Издать книгу нелегко. И дорого.

Совершенно новые возможности появились у историков и краеведов с изобретением Интернета и всё продолжающих развиваться информационных технологий - мы можем, написав книгу по истории, почти  ежедневно – подобно историческому Нестору – вносить в неё дополнения. Но если написанное Нестором было доступно лишь небольшому числу читателей из верхушки общества и лишь по завершении всей летописи, то в нашем случае все изменения и дополнения этой живой истории тотчас же становятся известными самому широкому кругу читателей. И в написании этой истории малой родины могут принять участие краеведы, журналисты, учителя … Через отдельные проекты даже дети !

Те события, которые ежедневно (или почти ежедневно) позволяют фиксировать новые технологии (через Интернет-сайт) – при участии разных людей – через некоторое время неизменно будут восприниматься, как история и станут историей. И участие в фиксировании этих событий заставляет человека пристальнее всматриваться в них, сочувствовать им, сопереживать им. Эти же чувства передадутся и детям тех, кто соучаствует в написании этой «живой истории малой родины».

Подробные Интернет-сайты с описанием местной истории помогут также лучше понять историю всей большой страны.

Относительно недавно в наши обиход вошло понятие экологии – и не только природы, но и сознания. Экология природы и экология сознания – понятия взаимосвязанные : вряд ли человеческий индивидуум может озаботиться экологией окружающей его природы, если он не исповедует базовые принципы экологического мышления. И наоборот - принципы бережного отношения к природе у такого индивидуума неизбежно будут перенесены и на экологию окружающей среды в целом : на окружающее общество, на существующие в нём отношения, на царящие нравы (от которых во многом зависит сохранение природы). Но понимание сущности общества, в котором мы живём сейчас, невозможно без изучения и понимания предшествующей истории, как глобальной, так и местной. Об этом ещё в середине XIX века писал исследователь нашего Тамбовского края И. Дубасов : «Из нашего прошлого выясняются факты, объясняющие цели и задачи современного быта и будущего». Способствовать этому и призваны местные, находящиеся в динамичном развитии, краеведческие сайты.

Остается добавить, что в подобном написании истории поселений, как поселков, так и малых городов, а также районов самое активное участие могут принять участие волонтеры. Более того – вряд ли возможно всеобъемлющее описание прошлого и настоящего без широких слоев общественности, которые могут работать над подобными проектами именно как волонтеры. Под единым руководством – то ли какого-то одного человека, то ли творческой группы.

С опытом такой 6-летней работы над историко-краеведческим сайтом Зубово-Полянского Мордовии его посетители могут ознакомиться по адресу : http://zubova-poliana.narod.ru    

Сергей Оленин
zubova-poliana@mail.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: olgazan (17.02.2012)
Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: