Пятница, 19.04.2024, 08:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сетевой метапроект "БАЯНДАЙ.RU"

Меню сайта
Баяндай в сети
ФГОС
Сетевые сообщества
Метаэтнопроекты
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Октябрь » 14 » Гранты и конкурсы в жизни учителя: искусство побеждать
04:15
Гранты и конкурсы в жизни учителя: искусство побеждать

Титеева Татьяна Михайловна,
кандидат политических наук,
руководитель грантовой школы Центра «Молодежные инициативы», 
преподаватель Нижегородского государственного университета
 им. Н.И. Лобачевского
 

Вам представлена статья из №4 журнала «Директор школы» за 2010 год, в которой даются рекомендации по участию в конкурсах и грантах.

 

Разнообразные конкурсы уже давно прочно вошли в жизнь школ и учителей. Однако до сих пор возникает масса спорных вопросов, касающихся подготовки к ним. Многие преподаватели неохотно соглашаются на участие из-за обилия бумаг и сложностей при их заполнении. Что стоит знать о конкурсах директору школы, чтобы потом помочь учителю? 
Понятие гранта, еще несколько лет назад считавшееся западной экзотикой, сегодня прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Это важный источник финансирования для некоммерческих организаций (НКО), а также для многих образовательных и научно-исследовательских учреждений. Известно, что среднестатистический преподаватель на Западе около 30% рабочего времени тратит на заполнение грантовых заявок. Российские коллеги немного отстают, но и для них гранты стали важной частью финансирования. Поездки на конференции, стажировки в зарубежных вузах, покупка оборудования и финансирование исследований — чаще всего все это проходит за счет фондов-грантодателей.
В отличие от преподавателей вузов школьные учителя оказались в стороне от этого процесса. Они не ведут научных исследований, не ездят на стажировки и конференции, однако и для них участие в грантовых программах может стать важной ступенькой в росте профессионального мастерства и признания своих заслуг окружающими. И не надо бояться учителям пробовать свои силы в этом процессе.


Что же такое «грант»?
Итак, что же такое грант? В переводе с английского слово «грант» означает «дар». По сути, это деньги, выделяемые на реализацию социально значимого проекта или поощрение уже существующего. Процесс подготовки грантовых заявок называется фандрайзингом (строго говоря, фандрайзинг — это комплекс мероприятий по привлечению спонсорских средств для организации, в повседневной российской реальности чаще всего сводится к поиску подходящих грантовых программ).
«Сегодня главные темы конкурсов для педагогов: творческие педагогические инициативы и необычные педагогические разработки и использование интернет-технологий в обучении».
В статье я обобщаю свой опыт руководителя Грантовой школы при Молодежном информационном центре г. Дзержинска Нижегородской области. Деятельность школы направлена, главным образом, на студентов и старшеклассников, однако в сентябре этого года я впервые провела семинар для учителей школ. На этом семинаре большинство участников либо впервые услышали о грантах, либо не считали для себя возможным участвовать, полагая, что подобные конкурсы — это удел особо выдающихся педагогов-новаторов. Таким образом, опыт общения с учителями показал, что основные препятствия лежат скорее в психологической плоскости, нежели в области профессиональной квалификации.
Действительно, в СМИ чаще всего попадает информация о масштабных педагогических конкурсах (например, «Учитель года»), где, помимо высококачественных педагогических разработок, требуется значительная работа по оформлению заявки, приезд в столицу для участия в очных турах и т.д. Однако параллельно с подобными масштабными педагогическими мероприятиями постоянно проходят небольшие конкурсы, не требующие от участников столь значительных временных и материальных затрат. Для многих конкурсов, регулярно проводящихся в Сети, бывает достаточно написания короткого эссе, освещающего актуальные вопросы современной педагогики, или размещения на сайте конкурса конспекта необычного школьного урока.
Например, конкурс «Молодой учитель», организуемый фондом «Династия», предполагает написание небольшого эссе, где необходимо высказать мнения по нескольким актуальным для педагогов вопросам. В их числе: «достоинства и недостатки существующих учебных программ и учебных пособий»; «роль практических и лабораторных работ», «значение олимпиад, кружков, летних школ и других видов дополнительного образования» и т.д. Это задание не требует значительных затрат сил и времени — любой практикующий учитель имеет вполне аргументированную позицию по этим вопросам, необходимо лишь внятно сформулировать свои мысли, не забывая приводить в пример собственные новаторские идеи и разработки.
«Известно, что среднестатистический преподаватель на Западе около 30% рабочего времени тратит на заполнение грантовых заявок».
Начинать лучше с небольших проектов
На сегодняшний день можно выделить следующие главные темы конкурсов для педагогов: во-первых, это поощрение творческих педагогических инициатив и необычных педагогических разработок и, во-вторых, поощрение использования интернет-технологий в обучении. Сегодня остановимся на первом пункте.
Итак, вы талантливый учитель, знаете и любите свой предмет, дети охотно ходят на ваши уроки, но рано или поздно возникает желание поделиться своими креативными разработками и получить за них заслуженное поощрение. В условиях, когда это не обеспечивает государственная система образования, этого можно достичь, участвуя в конкурсе. Какие же шаги необходимо предпринять?
Прежде всего надо обладать информацией об этих конкурсах, заинтересованный учитель может найти ее самостоятельно. Здесь универсальным помощником становится сеть Интернет. В глобальной Сети уже давно действуют ресурсы, где можно найти подробную, регулярно обновляемую информацию о текущих конкурсах и грантовых программах. Из наиболее известных можно назвать общероссийский ресурс «ВсеКонкурсы», широко представлена тема грантов на сайтах «Педсовет» и «Сеть творческих учителей». Там же можно подписаться на тематические рассылки, и в ваш почтовый ящик будет регулярно приходить информация об интересных для вас конкурсах и полезные советы для участников.
Начинать лучше с небольших проектов, где не требуется громоздких обоснований и не нужен масштабный пакет документов. Для подобного рода конкурсов чаще всего достаточно разместить на сайте организаторов оригинальную педагогическую идею, изложенную в достаточно свободной форме. Это может быть конспект одного урока или идея необычного урока или школьного мероприятия и т.д. Большинство преподавателей в процессе работы рано или поздно приобретают опыт подобных разработок, его просто необходимо систематизировать и обобщить. Поэтому активным педагогам настойчиво рекомендуется фиксировать все свои интересные педагогические наработки в процессе повседневной работы, сохранять конспекты интересных уроков и внеклассных мероприятий — рано или поздно для творческой педагогической разработки будет подходящий конкурс.
Когда ваше персональное портфолио будет включать победы в небольших конкурсах и появится опыт оформления заявок, можно переходить к более крупным и масштабным проектам. Рассмотрим моменты, которые при прочих равных условиях позволяют выделиться на общем фоне и в конечном итоге победить.
«Прежде чем заполнять анкету, полезно внимательно прочитать описание конкурса. Именно в этом скучном тексте могут содержаться бесценные подсказки: каких именно заявок ожидает экспертная комиссия».
Здесь необходимо отметить следующий момент. Существует распространенное заблуждение, что знание технологии фандрайзинга волшебным образом способно обеспечить победу любому проекту (именно этой сакральной технологии обычно требуют от ведущего участники семинара). Фандрайзинг ни в коей мере не сможет обеспечить победу посредственной идее, фандрайзинг — это просто технология, помогающая качественной идее получить адекватную оценку.

Начинается с подачи заявки.

Итак, ваше участие в конкурсе начинается с подачи заявки. Это происходит, как правило, либо на сайте конкурса в режиме онлайн, либо стандартная форма (опять же, размещенная на сайте организаторов конкурса) заполняется в офлайне и отсылается по электронной почте. На первый взгляд кажется, что заполнение стандартной формы с банальными анкетными вопросами не может содержать никаких подвохов, однако и здесь могут быть свои тонкости. Универсальный совет, который дают всем аппликантам (людям, подающим заявку, от англ. application), независимо от тематики конкурса: попробуйте посмотреть на свою заявку глазами эксперта, ее проверяющего. Представьте себе человека, которому приходится отфильтровывать несколько десятков, а иногда и сотен анкет в день, и читать в них одни и те же данные — родился, учился, закончил и т.д. Постарайтесь еще на этапе подачи заявки запомниться организаторам, выделиться на общем фоне. Если позволяет формат анкеты, вставьте фотографию, причем лучше не стандартную, с паспорта, а цветную. Это первый шаг к тому, чтобы в вас видели не просто строчку в базе данных, а живого человека. Также попробуйте найти признаки, характеризующие вас с положительной стороны (проявления общественной активности, упоминание о наличии дополнительной квалификации, даже хобби).
Помните, что грантовые конкурсы нацелены на выявление профессиональных, творчески мыслящих людей с активной жизненной позицией, покажите, что вы таковым являетесь. Но доносить эту мысль до экспертов надо не набором прилагательных в графе «о себе» (этот набор им хорошо известен), а незаметно демонстрировать на каждом этапе.
Еще один универсальный совет из золотой копилки фандрайзера (человека, который занимается поиском спонсорских средств для проектов): прежде чем заполнять анкету, полезно внимательно прочитать описание конкурса, как его описывают сами организаторы. Опыт показывает, что скучный формальный текст положения о конкурсе с перечислением его целей и задач заявители, как правило, не читают, ограничиваясь изучением требований к заявкам и перечня номинаций. Однако именно в этом невзрачном тексте могут содержаться бесценные подсказки: каких именно заявок ожидает экспертная комиссия и, соответственно, кому будет отдаваться предпочтение.
«Одним из обязательных пунктов конкурсных анкет является вопрос о результативности внедряемых методик. Это одна из больных тем педагогики, так как до сих пор нет однозначных методик измерения педагогической эффективности».
Например, читая цели и задачи недавно прошедшего конкурса «Мультимедиа-урок в современной школе», мы можем вполне ясно увидеть ожидания организаторов и, соответственно, подсказки по расстановке приоритетов в заявке. Например, в положении о конкурсе сформулирована задача «Способствовать эффективному обмену опытом использования ИКТ» — значит, очень хорошо, если ваш опыт уже где-то взят на вооружение. Упоминание об этом факте резко повысит ваши шансы на успех, поэтому надо обязательно упомянуть об этом в заявке. Если же этого пока не произошло, можно заручиться рекомендациями коллег, где будет сказано, что вашу разработку в скором времени собираются использовать.
Следующая задача того же конкурса: «Повысить уровень ИКТ-компетентностей участников и наблюдателей конкурса». Следовательно, здесь также следует отметить, что в результате реализации вашего проекта у учащихся улучшились навыки владения цифровыми технологиями (только эти утверждения должны быть не голословными, лучше заранее продумать систему подобной оценки, например, провести анкетирование до и после внедрения проекта). Помните, что сформулированные организаторами конкурса цели и задачи образуют как бы «скелет» заявки, который потом будет обрастать «мускулами» ваших собственных наработок.
Неопытных аппликантов сразу хочется предостеречь от распространенной ошибки. В Интернете сейчас можно найти много сайтов, посвященных грантам и конкурсам, и там же, как правило, выложены шаблонные ответы на часто встречаемые вопросы. Заявители, особенно неопытные, часто ими пользуются, буквально копируя одни и те же фразы, которые кажутся им удачными. Однако опытные эксперты моментально отслеживают подобные заимствования, и часто этот факт служит поводом для удаления заявителя из базы данных. Но даже если этого не происходит, негативное отношение к «плагиатору» может сыграть решающую роль при определении судьбы заявки.
Одним из обязательных пунктов большинства конкурсных анкет является вопрос о результативности внедряемых методик. Это одна из больных тем педагогики, так как до сих пор нет однозначных методик измерения педагогической эффективности. Кроме того, этот пункт, как правило, идет в конце большинства анкет, и аппликант, увлекшись оформлением основной части, обращает на него минимум внимания. Тем не менее это один из ключевых пунктов заявки, и многие эксперты начинают читать любую заявку с конца, то есть с описания методик оценки эффективности, информации о внедрении и результативности применения. Если этот пункт отражен слабо, то заявка имеет мало шансов на успех.
«В небольших городах с невысоким уровнем жизни очень ценны «низкобюджетные» разработки, не требующие применения дорогостоящей техники. Именно эта тенденция является трендом современной педагогики и одним из критериев качества новаторских проектов».
Необязательным, но важным пунктом является наличие рекомендаций и рецензий специалистов. Даже если этот пункт не стоит в числе необязательных, очень полезно обзавестись подобными отзывами. Не обязательно запрашивать их у руководства своего образовательного учреждения (на первый взгляд это кажется странным, но администрация не всегда поощряет подобные инициативы сотрудников). Рецензентами и рекомендаторами могут стать квалифицированные коллеги из других школ, колледжей, учреждений дополнительного образования. Главное, чтобы это был человек из педагогической среды, хорошо знающий ее проблемы и особенности. Отзыв сотрудника управления образования при этом может иметь меньший вес, чем практикующего учителя (хорошо, если этот учитель сам может по-хвастаться победой в каком-нибудь конкурсе, подтверждающем его квалификацию и общественную активность).
Еще один необязательный, но важный пункт — применение в ваших разработках современных информационных технологий. Конечно, в небольших городах с невысоким уровнем жизни большую ценность имеют «низкобюджетные» разработки, не требующие применения дорогостоящей техники и квалифицированных навыков. Но именно эта тенденция является трендом современной педагогики и одним из критериев качества новаторских проектов, поэтому проект должен как минимум предполагать возможность их использования.
Напоследок хочется отметить: несмотря на заверения организаторов, любой конкурс в значительной степени напоминает лотерею. Поэтому если вам не повезло в первый раз, не надо расстраиваться — ведь вы получили полезный профессиональный опыт. Если к профессионализму прибавить упорство, то рано или поздно вы получите заслуженное признание своих заслуг.

Краткая памятка начинающим аппликантам

1. В процессе повседневной работы всегда сохраняйте и систематизируйте все свои педагогические новшества и наработки. Сохраняйте конспекты удачных уроков и мероприятий, лучше сразу и в бумажном, и в электронном виде.
2. Регулярно посещайте тематические информационные ресурсы, отслеживайте информацию о новых конкурсах; подпишитесь на тематические информационные рассылки.
3. Лучше двигаться от небольших проектов к более крупным. В скромных конкурсах с небольшим вознаграждением больше шанса на победу, с каждой новой победой приходит не только опыт, но и уверенность в себе.
4. Никогда не заимствуйте чужие формулировки, какими бы удачными они вам ни казались — экспертная комиссия легко отслеживает плагиат. Лучше приобретать самостоятельный опыт словесных формулировок.
5. Старайтесь получить рецензии и отзывы на свой проект даже в том случае, когда это не требуется, — положительный отзыв профессионала однозначно пойдет вам в плюс.

 

Просмотров: 1173 | Добавил: olgazan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: