Кто из нас в юности не зачитывался великими русскими
историками – Ключевским, Соловьёвым ….? Кого не волновали в подростковом
возрасте события земли русской, описанные В. Яном, А. Толстым и другими
писателями ? И кто не спорил по поводу различных коллизий и трагических
событий, происходивших при дворцах русских князей и царей ? Александр Невский,
Пётр, обе Екатерины, Александры и Николаи – вот творцы русской истории, неизменно
привлекавшие и привлекающие внимание русского человека, который, стараясь
понять историю страны и собственной судьбы, вновь и вновь вчитывается в строки,
повествующие о дворцовых переворотах, о войнах, о международных заговорах и о
внешних врагах, завистливо поглядывающих на русскую землю и её богатства.
И этот, так сказать, глобальный интерес и это чтение
сформировало личность, архетип русского, а вернее – российского – человека,
который, соответственно, и мыслит глобально. Он с интересом следит за дебатами
депутатов Государственной Думы, решающей глобальные проблемы в масштабах всей
страны. Он знает имена президентов и премьер-министров других государств, и он
может объяснить, какие из их решений и действий могут нанести вред российскому
государству. Одним словом, этот россиянин – человек почти планетарного мышления,
соответствующий физическим размерам страны.
Но вот спроси его, кто его районный депутат, от которого
зависит если уж не судьба, то, по крайней мере, чистота на улицах и нормальная
температура в его квартире, кто и как управлял его поселением лет 30-40 назад,
какие решения (и кто их принимал, в каких обстоятельствах), принятые лет 50-80
назад, определили облик его посёлка, городка ? И в 95-99 процентах случаев он
затруднится с ответом. Такие мелочи человеку с глобальным, планетарным
мышлением не интересны.
Нет, конечно, найдётся несколько краеведов,
которые назовут имена первопоселенцев или
местных помещиков. Они даже перечислят продукцию (и её количество),
которую выпускали местные фабрики и заводишки (спасибо статистикам прошлого,
особенно XIX века !). А вот какие проблемы возникали при строительстве этих
заводиков ? Что обсуждали тогдашние власти при принятии решений о строительстве
этого заводика ? Что говорили рабочие при выпуске этой продукции ? Обо всё этом
мы можем судить только по романам и повестям беллетристов того времени,
повествующим о событиях пусть и близких к подлинным, но всё же выдуманным и
обобщённым, не привязанным к определённому географическому пункту … Всё в
общем, всё глобально и абстрактно. Почти ничего конкретного. Вот что пишет о
такой истории и таком изучении прошлого известный российский историк А.
Алексеев : «Представьте себе, что вы расспрашиваете о прошлом отца, мать, деда,
бабушку. О чем вам более всего хочется услышать? О том, как протекало их
детство, как они знакомились, женились, как пережили войну, что ели и носили,
что танцевали и какую музыку слушали, наконец, как родились вы и каким были в
детстве, - словом, о событиях и образе жизни. Вообразите теперь, что вместо
всего этого они сообщат вам, на каких предприятиях работали, какую продукцию
выпускали и как менялись объемы ее выпуска (в процентах к предыдущему периоду).
А именно так по сию пору выглядят некоторые исторические труды». (Источник: "Наука и
жизнь" http://www.inauka.ru/analysis/article64427.html)
Разовьём мысль историка : история всей
большой страны, всех её уголков, всех наций и этносов изучается и
преподносится, как история центра страны, как история основных исторических
персонажей, о которых мы говорили выше. Будто бы не было малых городов и совсем
маленьких поселений, будто бы не жили на её огромной территории народы, у
которых была своя история, свои законы, обычаи, нравы, свои большие и маленькие
события, свои местные герои и антигерои, то есть всё то, что в сумме и
формировало характер людей, их психологический тип. История всей большой страны
всё же складывалась не как история целого, а как история суммы небольших
частей.
Вот и изучать её нужно соответственно : не
только как изучение центра и основных событий, а как изучение отдельных народов
и отдельных регионов, районов … Думаем, что это поможет лучше понять архетип
сформировавшегося на её территории суперэтноса, создавшего её суммарную
историю.
Трудно,
изучая историю только центра страны, почувствовать причастность к местной
истории, к местному наследию, трудно стать её патриотом, трудиться ради её
процветания, а порой – и бороться с временщиками, которые тоже появляются в
местном сообществе. Когда знаешь, как жили и трудились на твоей земле твои
прапрапредки, прапредки твоих земляков, знаешь, что они чувствовали, как
страдали и радовались, как воспринимали успех, и как переживали горе, тогда и
появится чувство сопричастности к местному материальному и духовному наследию,
забота о его сохранении и приумножении.
Вот почему мы и
начали изучение истории одного района этой страны, которая, впрочем, не
закончилась – люди, живущие на его территории, продолжают её творить – так как
они могут, в зависимости от того, какой тип человека они представляют из себя и
от того, как они понимают окружающий мир и своё место в нём.
Разумеется,
местные краеведы изучали историю района и в прошлом. Издана даже книга. Но
книга имеет небольшой объём и маленький тираж. В неё не вошло множество
публикаций по местной истории, появившиеся в своё время в местной газете, их
прочитали и … забыли. После издания книги появились и новые интересные открытия
по местной истории. Когда они появятся в новом издании книги ? И появятся ли
вообще ? Издать книгу нелегко. И дорого.
Совершенно
новые возможности появились у историков и краеведов с изобретением Интернета и
всё продолжающих развиваться информационных технологий - мы можем, написав
книгу по истории, почти ежедневно – подобно историческому Нестору –
вносить в неё дополнения. Но если написанное Нестором было доступно лишь
небольшому числу читателей из верхушки общества и лишь по завершении всей
летописи, то в нашем случае все изменения и дополнения этой живой истории тотчас
же становятся известными самому широкому кругу читателей. И в написании этой
истории малой родины могут принять участие краеведы, журналисты, учителя …
Через отдельные проекты даже дети !
Те
события, которые ежедневно (или почти ежедневно) позволяют фиксировать новые
технологии (через Интернет-сайт) – при участии разных людей – через некоторое
время неизменно будут восприниматься, как история и станут историей. И участие
в фиксировании этих событий заставляет человека пристальнее всматриваться в
них, сочувствовать им, сопереживать им. Эти же чувства передадутся и детям тех,
кто соучаствует в написании этой «живой истории малой родины».
Подробные
Интернет-сайты с описанием местной истории помогут также лучше понять историю
всей большой страны.
Относительно
недавно в наши обиход вошло понятие экологии – и не только природы, но и
сознания. Экология природы и экология сознания – понятия взаимосвязанные : вряд
ли человеческий индивидуум может озаботиться экологией окружающей его природы,
если он не исповедует базовые принципы экологического мышления. И наоборот -
принципы бережного отношения к природе у такого индивидуума неизбежно будут
перенесены и на экологию окружающей среды в целом : на окружающее общество, на
существующие в нём отношения, на царящие нравы (от которых во многом зависит
сохранение природы). Но понимание сущности общества, в котором мы живём сейчас,
невозможно без изучения и понимания предшествующей истории, как глобальной, так
и местной. Об этом ещё в середине XIX века писал исследователь нашего Тамбовского края И.
Дубасов : «Из нашего прошлого выясняются факты, объясняющие цели и задачи
современного быта и будущего». Способствовать этому и призваны местные,
находящиеся в динамичном развитии, краеведческие сайты.
Остается
добавить, что в подобном написании истории поселений, как поселков, так и малых
городов, а также районов самое активное участие могут принять участие
волонтеры. Более того – вряд ли возможно всеобъемлющее описание прошлого и
настоящего без широких слоев общественности, которые могут работать над
подобными проектами именно как волонтеры. Под единым руководством – то ли
какого-то одного человека, то ли творческой группы.
С опытом
такой 6-летней работы над историко-краеведческим сайтом Зубово-Полянского
Мордовии его посетители могут ознакомиться по адресу : http://zubova-poliana.narod.ru
Сергей
Оленин
zubova-poliana@mail.ru
|